|
|
|
Церковь Панагия ту Арака расположена деревне Лагудера (раойн Троодоса), в 15 км от деревни Агрос, недалеко от дороги Какопетрия-Троодос-Лимассол (перекресток Карвунас).
Туристы имеют возможность осмотреть церковь изнутри, попросив об этом местного священника.
Построенная в XII веке, церковь включена в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
По одной из легенд, ястреб (“ierakas”) привел человека туда, где в трудные годы иконоборчества чьи-то добрые руки укрыли икону Божьей Матери, что и дало название этому храму.
Рядом с храмом Пресвятой Богородицы Аракиотиссы сохранилось небольшое двухэтажное монастырское здание с кельями, в котором сегодня проживает местный смотритель святой обители.
Исследователи полагают, что церковь появилась в конце XII века на земле богатого местного правителя Авсентиса. Его сын Леонитиос покрыл все расходы по росписям храма, подарил монастырю землю и церковь, а сам, приняв монашеский постриг, остался при обители.
В архитектурном плане церковь представляет собой сводчатое однонефное строение с высоким куполом, опирающимся на “барабан” с 12 узкими окнами.
Настенные фрески Лагудеры, выполненные неизвестным иконописцем, по оценке специалистов – наиболее выразительный пример монументальной живописи конца XII столетия.
Поражает своей красотой купольное изображение Христа Пантократора (Вседержителя) – один из лучших образов Спасителя, созданных византийским искусством. Мягкий свет глаз, доброта, душевное благородство и всепонимание Христа, спокойно взирающего на нас с купола храма, делает этот образ незабываемым для всякого, кто войдет в стены церкви.
Христа Пантократа окружают небожители, каждый из них держит в руках свиток с текстом пророчества, которое подтверждает, что Христос как Спаситель сойдет к нам на землю с небес.
Иконографический цикл росписей храма включает уникальные сюжеты из жизни Богородицы, например, “Введение Девы Марии во храм”, сцены из ее жизни, когда она до четырнадцати лет оставалась в храме и др. На южной стороне нефа – один из самых удивительных образов прекрасной Девы, получивший название “Аракиотисса”.
И сегодня вызывает дискуссии исследователей вопрос, кто автор этих и других удивительных, вызывающих волнение и трепет, образов храма. |
|